Нарушение кодекса на Филиппинах

4 марта 2018

Как матери из самых малообеспеченных слоев становятся мишенью производителей молочных смесей

 

Расследование ардиан"/организации «Спасите детей» в нищенских районах Филиппин выявило компании, игнорирующие международный кодекс.

Ханна Эллис-Петерсен в Маниле

27 февраля 2018

кормление смесью на Филиппинах

Триксия, 19, кормит из бутылочки свою четырехмесячную дочь рядом со своим домом в беднейшем квартале в Навотасе, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/«Спасите детей».

Как показывает новое расследование, компании-производители молочных смесей продолжают использовать агрессивные, скрытые и часто незаконные методы, нацеленные на матерей в беднейших частях мира, чтобы убедить их выбрать сухие смеси, а не грудное вскармливание.

Расследование "Гардиан"/«Спасите детей» в нищенских районах Филиппин обнаружило, что "Нестле" и три других компании предлагали врачам, акушеркам и другим местным медицинским работникам бесплатное посещение роскошных конференций, обедов, билеты на шоу и киносеансы, и даже игровые фишки для получения их лояльности. Это является однозначным нарушением филиппинского законодательства.

Сообщается, что представители компаний "Нестле", "Эббот", "Мид Джонсон" и "Вает" (в настоящее время принадлежащей "Нестле") постоянно присутствовали в больницах Филиппин, где лишь 34% матерей кормят исключительно грудным молоком в первые 6 месяцев. Там они, как утверждается в исследовании, раздают буклеты о «питании младенцев», которые оформлены как медицинские рекомендации, но на самом деле продвигают определенные бренды молочных смесей и иногда содержат денежные купоны.

Как оказалось, медицинский персонал также рекомендовал определенные марки молочных смесей в списках «необходимых покупок», которые получали новоиспеченные матери. Целевая реклама на Фейсбук и сотрудничество с влиятельными «матерями-блоггерами» означает, что матери подвергаются такой неконтролируемой рекламе смесей, как никогда прежде.

кормление смесью на Филиппинах

Джовелин, 32, кормит из бутылочки своего пятимесячного ребенка ДжейЭм в своем доме и магазине в городе Калоокан, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/«Спасите детей».

В то же самое время влиятельные группы лоббистов работали над ослаблением законов, регулирующих продвижение и маркетинг сухих смесей, как на Филиппинах, так и во всем мире.

Все производители отвергли обвинения и отрицают какие-либо правонарушения.

 «Смесь дорогая… Я давала ей только по половине бутылочки»

Матери, живущие в захудалых кварталах столичного округа Манилы, говорят о том, что им приходится тратить три четверти своего дохода на детские смеси, зачастую отказывая себе в еде.

Рекламная кампания на телевидении, продвигающая усовершенствованное молоко таких марок, как "Бонна", которая изображает «ребенка Бонны» как более умного и преуспевающего в жизни, убедила их, по их словам, что кормление из бутылочки не только не хуже для здоровья ребенка, чем грудное молоко, но и повысит его IQ и перспективы в будущем. Рекламные стойки в магазинах запестрели такими слоганами, как «клинически доказанное преимущество в IQ и EQ». Для матерей, живущих в нищете, такой маркетинг, заряжающий амбициозными идеями, особенно соблазнителен.

кормление смесью на Филиппинах

Джессика, 24 и Триста, 2 в доме своих соседей в городе Малабон, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/“Спасите детей».

Сидя на кухне своей соседки в Малабоне, одном из самых социально неблагополучных районов Манилы, Джессика Икават, 24, плачет, вспоминая с какими жертвами она давала Тристе, своей двухлетней дочке, "Нестоджен" – смесь производства "Нестле". Грудное вскармливание шло не просто, и она перешла на смесь, поскольку в местной общине бытовало убеждение, что она «отличная, такая же, как грудное молоко».

Худая как щепка, с выпирающими скулами и ключицами, Икават явно недоедала, как и Триста, чей пухлый животик торчал из-под выцветшей розовой футболочки с русалочкой. Средняя стоимость "Нестоджены" - 2000 песо (28 фунтов) в месяц, но Икават могла себе позволить тратить только 800 песо.

 «Я не ела, чтобы можно было накормить ребенка», говорит она. «Были дни, когда я ничего не ела. А "Нестоджен" дорогая, я не всегда могла дать ее своему ребенку, когда она была голодна, я давала ей только полбутылочки 4 раза в день».

Дом Икават, сделанный из отходов фанеры, ржавого железа и листов пластика, стоит на сваях над замусоренной речкой. У нее нет водопровода и электричества. Она призналась, что было сложно стерилизовать бутылочки и разводить смесь, которую нужно смешивать с очень горячей водой, чтобы она была безопасной.

кормление смесью на Филиппинах

Акушерка Грейс Шело Альмарез со своими пациентками Джессикой, 24, двухлетней Тристой, шестилетней Заирой и трехлетней Ванессой в бедном районе города Малабон, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/«Спасите детей».

 «Мой ребенок болел, ее 3 раза клали в больницу с диареей и астмой».

Международный маркетинговый кодекс ВОЗ недвусмысленно запрещает компаниям, производящим смеси, ориентировать свою рекламу на матерей и медицинских работников, и ограничивает рекламу заменителей молока. Продвижение искусственных смесей представляет особую проблему в бедных странах, так как там выше риск пневмонии и диареи у детей, и наряду с недостатком доступа к медицинской помощи, матери хуже проинформированы о преимуществах кормления грудью.

Рекламные тактики, нацеленные на матерей и повитух, напрямую нарушают законы Филиппин, а также международно-признанный кодекс. Он был разработан в 1981 году после массовых протестов против рекламной кампании "Нестле", которая позиционировала смесь выше грудного молока, несмотря на свидетельства того, что дети заболевали или умирали от плохо простерилизованных бутылочек.

Тем не менее, несмотря на заявления производителей о том, что они встали на путь истинный, практики, которые были подвергнуты осуждению сорок лет назад, все еще применяются сегодня в развивающихся странах. В докладе, подготовленном организацией «Спасите детей» говорится, что производители смесей систематически нарушают маркетинговый кодекс, что имеет разрушительные последствия для здоровья детей и влияет на уровень смертности. Ведущие производители смесей тратят 36 фунтов на рекламу на каждого родившегося в мире ребенка. Восточная Азия с ее растущими экономиками и высоким уровнем рождаемости является ключевой целью.

«Негласные подходы»

 «Компании, производящие смеси, теперь пользуются негласными подходами», - говорит доктор Амадо Параван, уже 20 лет работающий с организацией «Спасите детей» на Филиппинах, чтобы защищать грудное вскармливание.

кормление смесью на Филиппинах

Смесь для Тристы, 2 в доме Джессики, 24 в городе Малабон, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/«Спасите детей».

 «На поверхности все выглядит так, что они исправились. Но на деле они обходят кодекс, организуя обеды и навещая врачей и акушерок вне рабочего времени, по вечерам».

Джулианна Борес, представитель "ГлаксоСмитКляйн", работавшая в больницах рядом с представителями производителей смесей с 2009 года, описывает культуру финансовой зависимости, в рамках которой, если врачи хотели посетить дорогостоящую медицинскую конференцию (как правило, проводящуюся в шикарных гостиницах или за границей), они обычно просили спонсорской помощи у компаний-производителей смесей, и иногда получали разрешение взять с собой супругов. Представители производителей смесей также могли оплачивать «отдых и развлекательные мероприятия» врачам и их семьям, такие как билет в "Цирк дю Солей" или обеды в популярных ресторанах.

Борес также наблюдала «родительские» форумы или «форумы по питанию» для родителей, проводившиеся в больничных столовых представителями компаний, где раздавали бесплатные подарки с логотипами компаний, такие как зонтики или бутылочки для кормления. Подобные практики являются нарушением филиппинских законов.

Хотя смесь может быть необходимой, так как не каждая женщина выбирает или способна кормить грудью, шквал маркетинговых приемов, рекламы на ТВ и в социальных сетях, а также навязчивые бесплатные подарки, гарантируют засилье дезинформации.

 «Они нам давали так много бесплатных образцов»

В медицинском центре в Малабоне акушерка Грейс Шело Альмарез признает, что перед обучением она была одной из многих, кого обхаживали "Нестле", "Мид Джонсон" и "Вает", и кому предлагали многочисленные поездки на конференции. Не далее, как в октябре, "Нестле" предложила ей поездку в Илойло, от которой она отказалась.

«В обмен на это, если бы пациентка решила кормить ребенка смесью, я бы предложила ей их продукцию и сказала, что «"Нестле" - это хорошо» или «вам надо использовать "Нестоджен"» и тому подобное. Они очень убедительны, звучит так, что их продукция очень хороша и для матери, и для ребенка».

кормление смесью на Филиппинах

Дети играют в социально неблагополучном районе в Навотасе, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/«Спасите детей».

Доклад организации «Спасите детей» демонстрирует глобальное продвижение смесей. В Мексике, где лишь 31% младенцев находится на исключительно грудном вскармливании первые 6 месяцев, 50% матерей сообщили, что смесь рекомендовал им их врач, тогда как в Чили 75% врачей, медсестер и акушерок в больницах заявили, что к ним приходили представители производителей смесей.

В заявлениях, направленных в Гардиан, ни одна компания не призналась в правонарушениях. Однако "Нестле" и "Мид Джонсон" защищали финансирование поездок на конференции для врачей, несмотря на то, что Департамент здравоохранения подтвердил, что это незаконно на Филиппинах.

"Нестле" заявила, что «проведет расследование всех заявленных случаев» и «предпримет скорые и решительные действия, если будут выявлены какие-либо нарушения».

 «Эта картина не отражает культуру "Нестле" и ее бизнес подход», - говорится также в заявлении. «Во главу угла мы ставим наше уважение к матерям и детям, что выражается в поддержке грудного вскармливания и соответствии закону и нашим собственным строгим процедурам. "Нестле" категорически отвергает обвинения в несоответствии маркетинговому кодексу ВОЗ, как он отражен в местном законодательстве».

Компания "Эббот" сообщила "Гардиан", что они «неуклонно следуют принципам этичного продвижения своей продукции в строгом соответствии с законами и нормативными актами тех стран, в которых ведут бизнес» и добавили: «Описываемое вами поведение расходится с нашей политикой. Мы серьезно относимся к сообщениям о несоответствии требованиям».

кормление смесью на Филиппинах

Фелисидад готовит смесь в доме своей племянницы для своего внука Дашила в городе Калоокан, столичный округ Манила, Филиппины. Фотография Ханны Адкок/Спасите детей.

Компания "Мид Джонсон" заявила, что они «не получали уведомлений об упомянутых вами нарушениях. Любые сообщения, получаемые "Мид Джонсон", расследуются согласно фактам и информации в рамках нашей строгой программы соответствия».

 «Мы стараемся полностью соблюдать все установленные законы и правила, регулирующие производство, распространение и маркетинг всех наших продуктов. Несение ответственности за свои действия является нашей ключевой целью».

 «Я не знаю, побеждаем ли мы»

Для тех, кто работает на местах, отстаивая преимущества грудного вскармливания, из-за давления со всех сторон их труд может показаться сизифовым.

На вопрос, думал ли он, что они выигрывают битву за грудное молоко, Параван рассмеялся, хотя и немного удрученно. «Я не знаю, выигрываем ли мы», - сказал он. «Но мы не собираемся прекращать борьбу. Я должен верить, что в конце туннеля есть свет."

 
Перевод выполнила Елена Тихонова,
консультант по ГВ
специально для СППМ